Для чего используется гистограмма. Как правильно пользоваться гистограммой изображения? Когда следует применять гистограмму


Текст статьи обновлён: 20.03.2018

И в моей предыдущей кропнутой зеркалке Nikon D5100, и в новой полнокадровой камере Nikon D610, просматривая снимки на поворотном дисплее, нажав кнопку «вверх» на джойстике, можно отобразить непонятный график. За все три года пользования фотоаппаратом Никон Д5100 я ни разу глубоко не копал, не разбирался в деталях, какую информацию он предоставляет. И только перейдя на Никон Д610, решил детально разобраться, что это такое и для чего производитель предоставил фотографам данную функцию. Оказалось, что ориентируясь на данную диаграмму, легче снять правильно экспонированный снимок. Раньше я уже отмечал, что когда я рассказываю о своих открытиях, то и сам проще запоминаю и перевариваю новую информацию. Поэтому, сегодня представляю вашему вниманию новый бесплатный фотоурок для новичков – делюсь тем, что сам узнал.


Гистограммы встречаются, почти, в каждом современном графическом редакторе. Мне кажется, что все современные фотоаппараты, включая некоторые мыльницы, могут отображать гистограмму на экране. И то, что данные графические инструменты так распространены, показывает, насколько они важны. Но многие начинающие фотографы не понимают, какую информацию можно получить, читая гистограмму. Нет ничего неправильного или постыдного, если поначалу данный процесс кажется слишком сложным. На самом деле, разобраться, что они значат не так уж и сложно. И сегодня мы попробуем научиться читать гистограммы, и, надеюсь, к концу урока поймем, как они помогают фотографам.

Что такое гистограмма

Гистограмма – это графическое представление значений тонов на нашем снимке. Другими словами, она показывает, количество тонов конкретной яркости на фотографии от черного (0% яркости) до белого (100% яркости) диапазона. Как видно на картинке выше, темные тона сгруппированы в левой части графика. Если мы двигаем ползунок вправо, тона становятся светлее. Точка посередине представляет средние тона, которые не являются ни темными, ни светлыми. Вертикальная ось гистограммы показывает количество тонов данной конкретной яркости. Гистограмма зависит от экспозиции, хотя, также, на нее оказывают влияние тоновые кривые и другие настройки.

Пересветы и провалы в тенях на гистограмме

Фотография 2. Сверху — клиппинг в тенях, снизу — пересветы (клиппинг в светах). Как научиться правильно фотографировать. Фотурок о том, как научиться читать гистограмму.

Если определенное количество гистограммы «касается» границы, это означает потерю деталей, которая называется «клиппинг». Пересветы (участки на фотографии, где картинка полностью белая, детали исчезли) случаются, если гистограмма касается правой части. Недосветы (участки, где все детали теряются в черноте) появляются, если гистограмма касается левого края графика. Каждый из вариантов может иметь место, если неправильно установить настройки экспозиции. Как бы то ни было, нужно иметь ввиду, что многое зависит от той сцены, которую мы снимаем. Например, если в кадре есть солнце, то оно будет, конечно, полностью белым – засветы.

Мы знаем, что с пересветами и провалами в тенях, до определенной меры, успешно можно бороться при последующей обработке файлов RAW в графическом редакторе, типа Лайтрум. Если мы хотим проверить, существуют ли «выпавшие» участки на нашей фотографии, то сделать это можно прямо на фотоаппарате. У разных камер вызов гистограммы выполняется по-разному.

Фото 3. Вид гистограммы на экране фотоаппарата Nikon D5100. Чтобы показать график, на джойстике нажимаю клавишу «Вверх», чтобы спрятать — еще раз.

Например, у зеркалок Nikon нужно нажать несколько раз клавишу навигации на джойстике. Многие современные зеркальные фотоаппараты позволяют делать настройки экспозиции через управление гистограммой в реальном времени. Правда, для этого нужно снимать в режиме Live View, а не через видоискатель.

Для самых-самых новичков отмечу, что для того, чтобы устранить потери в тенях, нужно при съемке ввести коррекцию экспозиции немного в плюс (EV +0.3…+0.7), а чтобы затемнить пересветы – убавить EV на -0.3…-0.7 единиц. Обычно установка экспозиции производится нажатием клавиш “+” и “-“ на фотоаппарате.

Из урока по выбору настроек фотоаппаратов Nikon и Canon мы знаем, что еще один способ изменить экспозицию, скажем, при съемке в ручном режиме «М» — устанавливать разные значения ИСО, выдержки и диафрагмы.

Цветовые каналы на гистограмме

Гистограмму обычно используют для представления информации о трех первичных цветах (красный, зеленый и синий), которую называют RGB. На рисунке выше – пример.

Как видно, гистограмма RGB состоит из нескольких графиков. Три из них представляют red, green и blue цвета соответственно. Серый – места наложения всех трех гистограмм. Желтый, голубой и пурпурный – области, где перекрываются два графика.

Гистограмма и экспозиция

Гистограммы помогают отобразить экспозицию в графическом виде. Лишь немногие фотографы используют график для оценки величины экспозиции, обычно только смотрят «плохо» или «хорошо».

«Хорошая» гистограмма содержит больше информации в средних тонах, а по краям – либо вообще нет, либо мало тонов. «Плохая» гистограмма имеет тона по краям графика, что, в основе своей, означает, что снимок передержан (потеряны детали в светах) или недодержан (потеряны детали в тенях).

Иногда бывает, что на фотографии имеются одновременно и недосветы и пересветы. Если мы принимаем данное утверждение, то гистограмма в начале статьи говорит о том, что снимок слегка переэкспонирован (тона сдвинуты слегка вправо), но, в целом, он нормальный.

Давайте проверим нашу теорию на практике, изучив следующие снимки. Я сделал их 3 штуки с разной экспозицией.

Недодержанная фотография

На первом снимке мы видим пример недодержанного снимка: фотография слишком темная. Как мы видим, большая часть фото потеряла любые нейтральные и яркие детали. На гистограмме четко видно, что все тона сконцентрированы в ее левой части, отвечающей за тени и некоторые детали потеряны (в такой области снимка — полностью черное изображение).

Передержанная фотография

Фото 6. Передержанная фотка — клиппинг на гистограмме справа.

На второй фотке мы наблюдаем переэкспозицию: снимок — слишком яркий. Большинство тонов — чересчур светлые и, практически, нет темных участков. Значительная часть снимка «выгорела» (полностью белая) и здесь не различить никаких деталей. Мы видим, что гистограмма подтверждает этот недостаток изображения: тона сконцентрировались справа.

Давайте посмотрим третий снимок. Он экспонирован правильно и большинство тонов сконцентрировано в центре графика.

Правильная экспозиция

Давайте проанализируем данное фото. Как мы видим, в крайней левой стороне — немного тонов (здесь отображаются черные цвета), что означает, что нет потери деталей в тенях.

В середине графика у нас тоже все нормально. Справа мы видим пик светлых тонов – это, почти, засвеченный участок неба (на данном фото его закрыла гистограмма).

Нужно ли нам пользоваться гистограммой?

Как мы видели на примерах выше, «хорошая» гистограмма – эта та, где тона сконцентрированы в средней части. Данный факт свидетельствует о правильной экспозиции. Означает ли это, что гистограмму можно использовать для того, чтобы судить о правильно подобранной экспозиции? Не совсем.

Давайте посмотрим еще один пример с гистограммой, которая полностью отличается от «хорошей», представленной ранее. Это – фотоохота на полярного медведя в снегах Арктики.

Как мы можем видеть, гистограмма смещена вправо, где у нас находятся светлые тона. Если бы мы судили о правильности экспозиции данного конкретного снимка, основываясь только на форме графика, то могли бы предположить, что снимок переэкспонирован. В средних тонах у нас почти нет информации, тени почти высветлены. Но мы же не можем сказать, что снимок выше экспонирован неправильно? Нужно ли нам менять настройки камеры, чтобы получить «хорошую» гистограмму, но при которой фотография будет слишком темной?

Другой пример: вы решили снять Lenspen (карандаш для чистки объективов) на черном фоне, чтобы разместить фото в каталоге интернет-магазина.

Видим, что график смещен влево, светлых тонов почти нет. Но фотография, ведь, нормально эскпонирована, нет клиппинга теней?

Простой вывод из данного примера: гистограмма не обязательно хорошо определяет экспозицию. «Правильность» зависит от множества факторов, не последним из которых является наше собственное видение сцены, которую мы фотографируем. Гистограмма просто показывает нам количество тонов разной степени яркости на нашем снимке и ничего более. Она может помочь нам определить, есть ли на фотографии, засвеченные или недосвеченные участки при данных настройках экспозиции. Мы можем пользоваться гистограммой, чтобы избежать таких потерь в светах или тенях, и она является отличным инструментом для таких целей. Когда мы понимаем это, мы осознаем, что нет «хороших» или «плохих» гистограмм.

Заключение к уроку фотографии по разъяснению значения гистограммы для начинающих фотографов

Некоторые фотографы имеют привычку смотреть на гистограмму на экране фотоаппарата после каждого снимка, чтобы определить, есть ли на фото участки, потерянные в тенях или в светах. Хотя я, например, не всегда имею время, чтобы делать такую проверку. Если мы пользуемся гистограммой, мы не становимся профессиональными фотографами, но умение читать ее, в некоторых случаях, может стать неоценимым навыком. Надеюсь, данная статья поможет нам научиться читать и понимать эти графики, применять гистограмму в своем творчестве.

Зачем?

Фотография – это прежде всего свет. Понимание поведения света – залог успеха фотографа.

Главная задача гистограммы – как и у экспонометра – дать представление о снимаемой сцене. Однако экспонометр – существо молчаливое. Он только предлагает экспопару - в соответствии со своим пониманием картинки. Гистограмма много «разговорчивее». Она рассказывает о том, как содержимое снимка распределено по шкале яркости от полностью черного до полностью белого. А это – нагляднейший пример полученной экспозиции и распределения света на фотографии.

Чтобы понимать, о чем говорит гистограмма, нужно помнить, что она представляет из себя график. Вернемся к тому, чему нас учили в школе, и представим график, по горизонтальной оси которого расположен свет от полностью черного - «0» - в крайнем левом положении, до полностью белого - «255» - справа. (0 и 256 соответствуют полностью черному и полностью белому на принятой 256-оттеночной шкале). Поэтому, около «0» не записывается никаких деталей (нет информации), кроме черноты. Яркость постепенно повышается к правой стороне, пока не достигнет значения 255 – полностью белого, где тоже не фиксируется никаких деталей.

Распределение пикселей по яркости на гистограмме происходит по горизонтальной, от черного (слева) до белого (справа) оси.

Распределение по яркости

Оси гистограммы

Но информация только о распределения яркости немного нам скажет. Фотографу важно понимать, какова общая тональность снимка, а значит, какое количество пикселей от общего относится к тому или иному оттенку яркости. К примеру, снимок зимнего заснеженного пейзажа будет в большинстве своем белым, процент изображения с темными значениями будет очень незначительным. Для передачи информации о количестве данных – пикселей, соответствующих градации горизонтальной оси, применяется вертикальная ось. Площадь снимка, занятая определенной яркостью «откладывается» по вертикальной оси гистограммы. Гистограмма рассказывает нам о двух сторонах изображения: яркости и площади изображения, на которой записана информация с этой яркостью.

Посмотрите на гистограмму сделанной фотографии – отвечает ли она вашему замыслу? Правильно ли экспонирован снимок?

Кроме того, гистограмма предоставляет информацию о потере информации. И пленка в пленочном фотоаппарате, и матрица в цифровом фиксируют интенсивность света. Возможности и пленки, и матрицы ограничены: они способны фиксировать свет только в определенном диапазоне интенсивности. Если света недостаточно для фиксации, получится чернота. Если света слишком много – все будет белым. Диапазон между этими двумя пороговыми значениями называют Динамическим диапазоном. Когда Вы снимаете сцену, в которой интенсивность света превосходит Динамический диапазон, Вы отсечете одну или обе стороны. Это легко можно увидеть на гистограмме полученного изображения.

Поэтому, первое, на что стоит обратить внимание на гистограмме – правый и левый край графика. График, с большим количеством информации вплотную прилегающей к правой или левой стороне гистограммы говорит о потере деталей (информации) в тенях или в светах соответственно.

Рассмотрим фотографию, сделанную в кафе, и ее гистограмму. Видно, что на гистограмме обрезан левый край – потеряна информация в тенях.

Гистограмма обрезана в тенях

На фотографии выделены полностью черные области, информация в которых потеряна и никакая обработка в графических редакторах не позволит «вытянуть» ее.

Потеря информации в тенях

Фотография паровоза является примером противоположного случая: гистограмма обрезана справа и информация потеряна в светах.

Гистограмма обрезана в светах

Потеря информации в светах

Обрез гистограммы по верхнему краю не так однозначен: если тональное распределение снимка таково, что на отдельные «яркости» падает большое количество информации, то на гистограмме пик этой яркости показывается обрезанным – иначе – если пытаться «вместить» весь пик - просто не будет видна остальная информация. Поэтому чаще всего обрез по верхнему краю говорит лишь о том, что количество информации одной яркости превышает возможный к показу на экране гистограммы, а обрезанный пик –показатель того, что один тон занимает серьезную часть снимка, но информация в нем присутствует.

Гистограмма - чрезвычайно удобный инструмент, однако она лишь предоставляет информацию, а не дает рецептов. Нет однозначно неправильной/правильной гистограммы (читай - экспозиции) - все зависит от замысла и цели фотографирующего. А гистограмма помогает соотнести полученный результат с требующимся и показать, какие поправки внести, если они потребуются.

В этом уроке мы поговорим о том, что такое гистограмма, и какую полезную информацию для дальнейшей работы с изображением можно извлечь из нее.
Увидеть гистограмму изображения можно, выбрав в меню Окно - Гистограмма (Window - Histogram).

На первый взгляд, понятного мало. Столько же понимает человек, далекий от медицины, когда видит кардиограмму или энцефалограмму. Но, в отличие от медицинских графиков, с гистограммой все обстоит намного проще. Она служит основным инструментом объективной оценки технических параметров фотоснимка, наряду с палитрой Инфо.

Гистограмма графически показывает распределение пикселей изображения по уровням яркости. Чем выше столбик гистограммы, тем больше пикселей данной яркости присутствует в изображении. Изучать гистограмму можно непосредственно в палитре, либо вызвав команду Уровни (Levels). Для этого нужно нажать CTRL+L.

Гистограмму можно условно разделить на три области: самая левая называется областью теней (Shadows), самая правая - областью светов (Highligts), центральная часть - средними тонами (Midtones).

Также принято различать четвертные градации яркости: света, четвертьтона, полутона, тричетвертьтона, тени . По шкале плотности черного цвета соответственно 0, 25, 50, 75, 100%. В программе фотошоп такая градация применяется в диалоговом окне Кривые Curves).

Основную информацию об изображении получают при выборе в поле Канал (Channel) значения Свечение (Luminosity). При этом на гистограмме отображается только яркостная составляющая. Также в этом поле можно выбирать для отображения другие каналы (красный, зеленый, синий и т.д., в зависимости от того, в каком цветовом пространстве вы работаете).

В строке Среднее (Mean) указывается средневзвешенный уровень яркости пикселей изображения, которое получается путем умножения каждого уровня яркости на число пикселей данного уровня, а затем делится на общее число уровней яркости. Чем выше средневзвешенное значение, тем выше светлота изображения.

В строке Отклонение (Std Dev) указывается статистическое (среднеквадратичное) отклонение уровней тонов. Чем больше отклонение, тем выше контрастность снимка.

В строке Медиана (Median) дано значение тона, разбивающего выборку гистограммы на две равные части. Этот тон является средней точкой данной гистограммы. Половина выборки лежит по одну сторону медианы, половина по другую. Близость значения медианы к значению отклонения говорит о равномерном сбалансированном тоне снимка.
В строке Пикселы (Pixel) показывается общее число пикселей в изображении.

В строке Счетчик (Count) - число пикселей данного тона или тонового диапазона (в точке, куда наведен курсор мыши на гистограмме).

В строке Процентиль (Percentile) показывается процентное число пикселей левее курсора.

На строке Уровень (Level) мы остановимся подробнее. В ней показывается уровень светлоты тона Данные из этой строки используются для расстановки контрольных точек на кривых, что позволяет произвести очень тонкую и точную коррекцию изображения (об этом вы узнаете в одном из следующих уроков). Также из этой строки можно получить данные для некоторого диапазона тонов. Чтобы его выбрать, нажмите левую кнопку мыши и протяните курсор на нужном участке гистограммы. Не отпускайте кнопку мыши.

Выделенный участок гистограммы станет белым, а в строке Уровень отобразится начальное и конечное значения диапазона.

Теперь рассмотрим, как по форме гистограммы определить некоторые типы дефектов.

1. Недоэкспонированный снимок.

Область заполнения пикселями снимка с недостаточной экспозицией смещена влево. Снимки с данным дефектом хорошо поддаются коррекции, но возможно увеличение шума в тенях. Исключение составляют сильно недоэкспонированные снимки, либо снимки, сделанные против солнца. Темные области таких изображений становятся почти черными, в них утрачивается информация о цвете, поэтому восстановить снимки с таким дефектом проблематично.

Снимки, сделанные в вечернее или ночное время, а также снимки изначально темных объектов, где нет светлых областей, недоэкспонированными не считаются (при условии, что на них адекватно изображен соответствующий диапазон тонов).

2. Переэкспонированный снимок.

Случай с точностью, до наоборот. В данном случае на гистограмме не хватает информации в области теней и четвертьтонов. В области светов гистограмма вплотную подходит к правому краю, что указывает на отсечение самых светлых областей.

Искусственная растяжка тонового диапазона до полного приводит к увеличению белых областей, что нарушает баланс цветов. Кроме того, в пересвеченных участках полностью отсутствует информация о цвете, т.е. они имеют чистый белый цвет.

Коррекция переэкспонированных снимков представляет собой одну из самых сложных задач в цифровой фотографии. Обычно сильно переэкспонированные снимки советуют считать испорченными.

Восстановить цвета в светлых областях возможно только при съемке в формате RAW, и то лишь при переэкспозиции не более 0,5-1,5 ступени.
Следует также различать недоэкспонированные снимки и сюжеты, где тени практически отсутствуют, например, портреты в стиле высокий ключ, съемка светлых цветов на светлом фоне, зимние пейзажи.

3. Слабый контраст.

Гистограмма снимка с низкой контрастностью не имеет выраженных пиков, ее площадь ограничена плавной кривой. Хотя, на первый взгляд, на фото представлен полный тоновый диапазон, общий контраст явно недостаточен, что снижает выразительность изображения.

4. Чрезмерный контраст (постеризация).

При чрезмерном контрасте происходит потеря яркостной и цветовой информации, что выражается в изрезанности, появлении разрывов и пробелов в гистограмме. Такие снимки плохо поддаются коррекции.

5. Нормальная гистограмма.

Обратите внимание на полный тоновый диапазон и наличие нескольких резких пиков. Они свидетельствуют о хорошей проработке отдельных объектов и достаточном уровне контраста. Конечно, характер нормальной гистограммы зависит от сюжета съемки и целей публикации. В большинстве случаев на ней желательно иметь полный тоновый диапазон и выраженные акцентированные участки.

Гистограмма - отличный способ беспристрастно оценить экспозицию, который позволяет фотографу полагаться не только на свое субъективное мнение. Гистограмма особенно полезна при ярком солнце, когда LCD-экранчик камеры «слепнет», или во время съемки в студии, когда на выходе нужно получить снимок с заранее заданными параметрами.

Основы

Гистограмма - столбчатая диаграмма, показывающая, сколько пикселей из общего числа приходится на каждый из уровней яркости в диапазоне между абсолютно белым и абсолютно черным. Абсолютно черный цвет находится слева, абсолютно белый - справа. Высота столбца в каждой точке по горизонтали зависит от того, сколько пикселей указанной яркости содержит изображение.

Темные или недоэкспонированные снимки имеют гистограмму, сдвинутую влево. Светлые либо переэкспонированные снимки обладают гистограммой, прижатой к правому краю.

Правильно проэкспонированный снимок имеет, как правило, равномерно распределенную по всему диапазону яркостей гистограмму. Но не всегда. Снимите черную кошку в темной комнате - гистограмма сместится влево. Залитый солнцем зимний пейзаж сдвинет её почти вплотную к правому краю.

Установка экспопары

Самый главный момент, в котором может быть полезна гистограмма, - это понимание того, «выбиты» ли света на изображении. Переэкспонирование - смерть для цифрового изображения. А с помощью гистограммы можно легко выяснить, где информация потеряна: если на снимке присутствуют пересвеченные области (стопроцентно белый, или значение 255 по шкале интенсивности цвета), то правый край гистограммы покажет высокий (относительно других) вертикальный столбец.

Если изображение будет сильно переэкспонировано, гистограмма покажет уже не единичный пик: справа вы увидите целую изгородь из подобных столбцов.


Даже самые белые цвета на этом фото (маленький бугорок в центре гистограммы) находятся в зоне серого. А все остальные цвета получились очень темными - гистограмма сильно прижата к левому краю. При съемке черной кошки в темной комнате такой вариант экспонирования, может быть, и подошёл бы, но для обычных сюжетов это неприемлемо.


Диапазон самых ярких цветов снимка понемногу выходит из «серой» зоны и сдвигается в сторону светов - это заметно по общему сдвигу гистограммы чуть вправо.


Небольшой выступ на крайней правой части гистограммы - группа пикселей в области изображения, где мы видим белую гаражную дверь. Этот «пик» находится как раз на своем месте - близко к правому краю горизонтальной шкалы, но не выходя за её пределы. Распределение столбцов в виде небольшой выпуклости означает, что в этой области сохранены детали - дверь запечатлена с мельчайшими подробностями, а не в виде белого прямоугольника. Такой снимок можно с помощью редактора сделать и более светлым, но совсем немного. Опытному фотографу понятно, что здесь нужна аккуратность: еще треть ступени вправо и мы получим пересвет. Если внимательно изучить гистограмму, видно несколько групп пикселей правее упомянутой выпуклости. Так отображаются яркие участки на зеркальных поверхностях. Не бойтесь, если при обработке эти области будут слегка «выбиты».


Обратите внимание на тонкую вертикальную линию, вплотную примыкающую к правому краю гистограммы. Это тот самый «холмик» на гистограмме из предыдущего примера, который соответствовал группе пикселей в той области, где находится гаражная дверь. Как видно на переэкспонированном снимке, дверь полностью лишилась всех деталей и выглядит как белое пятно прямоугольной формы. Прижатая к правому краю гистограмма подтверждает это.


Видите эти пики на правом крае гистограммы? Снимок переэкспонирован настолько, что огромное количество пикселей уже не содержит цветовой информации - только полностью белый цвет.

Чем сильнее вы пересвечиваете снимок, тем больше стопроцентно белого цвета появляется на фото, что «разрушает» картинку. На гистограмме это видно по тому, как распределение сдвигается вправо.

Если вы заметили «выбитые» света на фото - старайтесь снимать так, чтобы гистограмма находилась как можно ближе к правой границе, но не касалась её. При этом, немного «выбитых» светов, например, в бликах света на воде или солнце в кадре - нормальное явление. Но если чей-то лоб вдруг превратился в абсолютно белое пятно - это уже совсем не хорошо. Как правило, у таких снимков, ко всему прочему, получается еще и неправильная цветопередача.

Если изображение остается слишком темным, а гистограмма при этом прижата к правому краю - это означает, что динамический диапазон фиксируемой сцены слишком велик. Корректно экспонировать изображение в этих условиях не представляется возможным. В таких случаях профессионалы стараются, например, подсветить (заполнить) тени, чтобы динамический диапазон сцены уложился в динамический диапазон матрицы фотоаппарата. Любители же всеми правдами и неправдами пытаются увеличить динамический диапазон финального снимка, снимая с недодержкой и «вытягивая» тени в редакторе.

Приглядитесь к гистограмме: даже на переэкспонированном на 2 ступени изображении вы увидите небольшой пик слева, в области стопроцентного черного. Это область теней в кадре слева. Этот пик говорит о том, что контраст камеры при съемке надо снизить, или, что является лучшим вариантом, добавить заполняющее освещение. Если бы у этого дома на фотографии снимали кино, за кадром вы бы наверняка увидели три огромных грузовика, забитых электрогенераторами и осветительным оборудованием. Матрица камеры работает совершенно иначе, чем наша сетчатка. Часто для того, чтобы фотоснимок выглядел натурально, надо очень много искусственного света.

Снимок можно считать недоэкспонированным, если ни один канал на гистограмме не коснулся правой границы. Недоэкспонированные снимки легко правятся в редакторе: нужно всего лишь сдвинуть правый ползунок в окне Levels редактора AdobePhotoshop влево, к крайнему правому каналу гистограммы.

Переэкспонированные цифровые фотоснимки, к сожалению, уже не спасти. Те области, что залиты стопроцентным белым цветом, потеряны навсегда. Невозможно сдвинуть слайдер Levels вправо от правой границы гистограммы - после цифры 255 какая-либо информация о цвете отсутствует вообще!

Лучший способ оценить, правильно ли экспонировано изображение - внимательно изучить сам снимок, а не гистограмму. Помните, что вы умнее, чем гистограмма, и ваши глаза - вот кто дает главную оценку фотографии. Гистограмма - всего лишь полезный инструмент, подсказка, а не абсолютный авторитет. Во время съемки не зацикливайтесь на гистограмме, а думайте о том, что и как фотографируете.

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Как оценить правильность экспозиции и цветопередачи снимка? Как узнать, достаточно ли ваша фотография яркая, не слишком ли она тёмная? Конечно, это всё можно сделать и на глаз, просто посмотрев на фото. Однако глаз — инструмент неточный, а человеческое восприятие — субъективно. В зависимости от освещения или фона, на котором вы разглядываете фото, и даже вашего настроения фотографию вы можете видеть немного по-разному. Свои коррективы будет вносить и дисплей, на котором вы смотрите фото: не все экраны обладают идеальной цветопередачей. Как же быть? Как объективно оценить изображение? На помощь приходит график гистограммы изображения. Уверен, вы с гистограммой уже сталкивались. Но как работать с этим графиком? Давайте разберёмся!

Гистограмму изображения можно просматривать в любой мало-мальски серьёзной программе просмотра или обработки изображения, например, в «родном» для фотоаппаратов Nikon конвертере Nikon Capture NX-D. В этот же список входят и почти все прочие RAW-конвертеры, например, Adobe Lightroom, Adobe Camera Raw, Phase One Capture One, DXO Optics Pro и прочие. Разумеется, гистограмму можно увидеть и в графических редакторах типа Adobe Photoshop. Умение читать гистограмму позволит вам освоить такие инструменты компьютерной обработки, как Уровни (Levels), Кривые (Curves) и аналогичные им.

Но и это не всё! Гистограмму можно посмотреть прямо в фотоаппарате, в момент съёмки. Это делает гистограмму универсальным инструментом, который фотограф всегда имеет под рукой. Благодаря ей фотограф может оценить правильность экспозиции кадра прямо во время съёмки.


Существуют гистограммы для каждого из основных цветов изображения (красного, зелёного, синего) и их суммарная гистограмма RGB. Также есть и гистограмма яркости, оценивающая именно яркость кадра. Мне кажется, разумнее начать знакомство именно с неё, так как она наиболее проста в понимании.

Смотрим гистограмму на фотоаппарате. Современные зеркальные фотокамеры обычно предлагают два варианта просмотра гистограммы.

Первый способ — просмотр гистограммы уже отснятых изображений. Для этого достаточно открыть снятый кадр и выбрать нужный режим его показа на дисплее фотоаппарата.

Второй способ позволяет увидеть гистограмму прямо в момент съёмки. В таком режиме на экран можно выводить различную съёмочную информацию. В том числе и гистограмму.

Учимся читать гистограмму

Итак, что такое гистограмма? Это график распределения пикселей с различной яркостью на изображении.

На горизонтальной оси графика отображается яркость оттенков на изображении. От самого тёмного (чёрного) до самого светлого (белого). На этой оси расположены столбики, отображающие количество пикселей той или иной яркости. Чем столбик выше, тем больше пикселей такой яркости на фото. Например, в приведённом примере графика на снимке больше всего средних по яркости оттенков — полутонов. Тогда как тёмных и светлых оттенков немного.


Поскольку в разных кадрах оттенки располагаются по-разному, у каждого изображения будет свой, уникальный график гистограммы. Однако некоторые закономерности всё же имеются.

Чтобы лучше понять, как это работает гистограмма на практике, сначала научимся оценивать яркость и контраст фотографии по ней. Для начала рассмотрим гистограммы кадров с техническими недостатками.

Недоэкспонированный (слишком тёмный) кадр. Мы видим, что график гистограммы съехал на левую сторону графика. Гистограмма как бы «утекла» из поля графика в левую сторону. Если график гистограммы навалился на левую сторону, это говорит о том, что на фотографии очень много тёмных оттенков, тогда как светлых — совсем нет (правая сторона графика пустует). Видно, что на фотографии очень много чёрных пятен, лишённых деталей, поэтому и на графике гистограммы заметно, что на фото много чёрного цвета. Это свидетельствует о потере деталей в тёмных участках. Вместо них мы и видим чёрные пятна.


Как правило, кадр с такой гистограммой — это технический брак, ошибка экспозиции. Теоретически, такой кадр можно исправить при обработке на компьютере, особенно если кадр сделан в формате RAW.

Если же вы видите такую гистограмму на фотоаппарате при съёмке, самое время задуматься, не стоит ли сделать кадр ярче.


Переэкспонированный (слишком светлый) кадр. Обратная ситуация: гистограмма «уползла» вправо, навалившись на правую границу графика. Это свидетельствует о потере деталей в светлых участках кадра. Вместо деталей различных оттенков в ярких участках фотографии мы видим лишь белые пятна: что на небе, что на воде. Об этом говорит и гистограмма.

Обычно снимки с такой гистограммой — это технический брак. Как и в случае со слишком тёмным кадром, тут имела место ошибка экспозиции. Однако, если тёмные кадры при обработке RAW спасти возможно, то такие пересвеченные снимки редактированию практически не поддаются. Вытянуть детали из пересветов вряд ли удастся, снимок, скорее всего, придётся отправлять в корзину.


Еще один пример кадра с потерей деталей в светлых участках. На фото вместо участков неба и белой футболки девушки — белёсые пятна. На графике им соответствует пик гистограммы, «прилипший» к правой границе кадра. Если на компьютере такой пересвет заметить легко, то во время съёмки, оценивая кадр на глаз по экранчику камеры, его можно запросто пропустить. Тем не менее этот кадр не поддаётся спасению и, грубо говоря, тоже является техническим браком.

Пересветов лучше всего не допускать при съёмке. Чтобы их не было, смотрите гистограмму снимка сразу после съёмки, пользуйтесь индикацией переэспонированных зон.

Кстати, в продвинутых фотоаппаратах есть режим замера экспозиции по ярким участкам. Он призван защитить кадр от потери информации в светлых участках.

«Нормальный» снимок. Теперь, когда мы знаем, как выглядят гистограммы снимков с потерей деталей в светлых и тёмных участках, взглянем на пример корректно проэкспонированного кадра. Его гистограмма похожа на холм или на удава, съевшего шляпу. Такая гистограмма показывает, что на снимке превалируют полутона, а не тёмные или светлые участки. При этом края гистограммы расположены близко к границам графика, а значит на фотографии присутствуют пиксели как самых тёмных оттенков, так и самых светлых.

Такой кадр, как правило, выглядит достаточно контрастно и выразительно, да и для обработки он подходит отлично.


Неконтрастный кадр. Его гистограмма целиком помещается в поле графика, при этом по краям (справа и слева) поле пустует. Это говорит о том, что на фото нет ни достаточно тёмных участков, ни достаточно светлых. Тем не менее такая гистограмма свидетельствует о том, что кадр проэкспонирован корректно и вполне пригоден для последующей обработки, при которой вы сможете, в том числе, поднять контраст.

Не всегда при фотографировании получается добиться нужного контраста изображения. Многое зависит от условий освещения, погоды, выбранного объектива. Главное — все детали на изображении сохранены, ничто не потерялось за пределами графика.

Несколько пиков на одной гистограмме — это вполне возможный вариант. Часто это случается при съёмке контрастных сюжетов, где много как тёмных, так и светлых оттенков, а вот на долю полутонов остается немного места.


В данном случае левый пик пришелся на тёмные травы, а правый — на светлое небо.

Съёмка в высоком ключе. Под съемкой в высоком ключе понимают кадры, сделанные в светлой тональности. Таким кадрам характерен белый (светлый, во всяком случае) фон, общая светлая гамма. Типичные сюжеты — предметы на белом фоне, люди на фоне неба или в контровом свете. Гистограммы таких кадров вполне могут сильно «уползти» вправо. Да и некоторая потеря деталей в светлых участках при съёмке таких кадров вполне допускается — ими фотограф осознанно жертвует для создания общей светлой, воздушной атмосферы на снимке. Когда вы фотографируете сюжет в высоком ключе, не пугайтесь, если гистограмма «убежит» вправо. В случае творческой фотографии я советую такие сюжеты всё же снимать снимать с максимально корректной экспозицией, сохраняя на фото все детали. А яркость снимка можно повысить уже при обработке.

При съемке в низком ключе на чёрном фоне будет наблюдаться полностью противоположная ситуация: гистограмма «убежит» влево. Если вы хотите сделать кадр на чёрном фоне, будьте к этому готовы. Для комфортной обработки снимка я советую сохранить на нём максимум деталей. Кстати, о том, как сделать такой огненный кадр, у нас есть отдельный урок.


Набираемся опыта

Выше мы рассмотрели базовые, самые типичные графики гистограмм и сопоставили их со снимками. Чтобы натренироваться в чтении графиков гистограммы, откройте папку со своими (или чужими — не важно) снимками и изучите их гистограммы. Проанализируйте, как на гистограмме отображены светлые и тёмные оттенки, полутона, сопоставьте их с самими фотографиями. Таким образом вы быстро овладеете этой темой.

Гистограмма и творчество

Гистограмма станет отличным помощником на пути к качественным кадрам. Но так же важно понимать, что она даёт фотографу лишь справочную информацию о состоянии изображения. Если вы занимаетесь творческой фотографией, каким должен быть ваш кадр, решать только вам! Не бойтесь экспериментировать, но делайте это осознанно. Помните, что технический брак от шедевра порой отличает лишь творческий гений фотографа.