Есть ли в космосе звук? Распространяется ли звук в космосе. Есть ли звук в космосе До куда распространился звук в космосе


Как известно, звук в безвоздушном пространстве космоса распространяться не может, а грандиозные взрыва и звуки стреляющих бластеров в фантастических фильмах типа «Звёздных войн» не более чем фантазия режиссёра и угода зрелищности. Однако считать космос немым неправильно. Каждую секунду неисчисляемое количество небесных тел ведёт между собой «разговор», обмениваясь электромагнитными волнами, инфракрасным, гамма- и рентгеновским излучениями. Кроме того, наша планета тоже постоянно «шумит» за счёт магнитных полей и солнечного ветра, которые уносят сигналы с Земли в открытый космос.

К счастью, человеческое ухо воспринимает звук в диапазоне примерно 20–20000 Гц, так что сводящие с ума «звуки Юпитера», который слышали герои произведений Артура Кларка, в повседневности мы услышать не можем. Тем не менее услышать звуки космоса можно, для этого учёные переводят излучение, полученное с помощью радиотелескопов и спутников, в слышимый диапазон. мы сегодня писали и решили по этому поводу вспомнить ещё несколько примеров того, как звучит мрачноватая, но завораживающая космическая музыка.

Планета Земля

Солнце

Юпитер

Уран

На вопрос звук в космосе. объясните пожалуйста будет ли слышать человек свой голос в открытом космосе?)) заданный автором Ivan Grabi лучший ответ это Как нам уже известно, звуковые волны могут двигаться только через вещества. А поскольку в межзвездном космосе таких веществ практически нет, то звук не может двигаться по этому пространству. Расстояние между частицами настолько велико, что они никогда не будут сталкиваться друг с другом. Поэтому, даже если бы Вы находились вблизи взрыва космического корабля в этом пространстве, Вы бы не услышали ни звука. С технической точки зрения, данное утверждение можно оспорить, можно попытаться доказать, что человек все же может слышать звуки в космосе.
Давайте рассмотрим это более подробно: как известно, радиоволны могут двигаться в космосе. Это говорит о том, что если Вы окажетесь в космосе и наденете скафандр с радиоприемником, то ваш товарищ сможет передать вам радиосигнал о том, что, например, на космическую станцию привезли пиццу, и вы действительно это услышите. А услышите вы его потому, что радиоволны не являются механическими, они - электромагнитны. Электромагнитные волны могут передать энергию через вакуум. Как только ваше радио получает сигнал, оно преобразовывает его в звук, который спокойно будет двигаться по воздуху в вашем скафандре.
-- рассмотрим другой случай: Вы в скафандре летаете в космосе, и случайно ударяетесь шлемом о космический телескоп. По идеи, в результате столкновения должен быть слышен звук, поскольку в данном случае есть среда для звуковых волн: шлем и воздух в скафандре. Но, несмотря на это, Вы по-прежнему будете окружены вакуумом, поэтому независимый наблюдатель не услышит ни звука, даже если Вы будете биться головой о спутник много раз.
-- представьте, что Вы астронавт и Вам поручено выполнить некое задание.
Вы решили выйти в космос, как вдруг вспомнили, что забыли надеть скафандр. Ваше лицо сразу же прижмет к шаттлу, в ушах не останется воздуха, поэтому вы не сможете ничего услышать. Однако, прежде чем «стальные оковы» космоса Вас задушат, Вы сможете разобрать несколько звуков через костное звукопроведение. В костной звукопроводимости, звуковые волны проходят через кости челюсти и черепа к внутреннему уху, обходя барабанную перепонку. Поскольку в данном случае нет потребности в воздухе, еще 15 секунд Вы будете слышать разговоры своих коллег в шаттле. После этого, Вы, вероятно, потеряете сознание и у вас начнется удушье.
Это все свидетельствует о том, что, как бы Голливудские создатели фильмов не изощрялись объяснить слышимые звуки в космосе, все равно, как доказано выше, в космосе человек не слышит ничего.

Да и вообще что мы слышим в космосе? Может ли быть такое, что человек в космосе не услышал бы, как мимо него пронесся космический корабль? А знаете ли Вы, что в космосе тоже есть своя погода? А поскольку в межзвездном космосе таких веществ практически нет, то звук не может двигаться по этому пространству. Давайте рассмотрим это более подробно: как известно, радиоволны могут двигаться в космосе.

Как только ваше радио получает сигнал, оно преобразовывает его в звук, который спокойно будет двигаться по воздуху в вашем скафандре. Вы в скафандре летаете в космосе, и случайно ударяетесь шлемом о космический телескоп.

Вы решили выйти в космос, как вдруг вспомнили, что забыли надеть скафандр. Ваше лицо сразу же прижмет к шаттлу, в ушах не останется воздуха, поэтому вы не сможете ничего услышать. Однако, прежде чем «стальные оковы» космоса Вас задушат, Вы сможете разобрать несколько звуков через костное звукопроведение.

Вы можете написать и разместить на портале статью.

Поскольку в данном случае нет потребности в воздухе, еще 15 секунд Вы будете слышать разговоры своих коллег в шаттле. Возможно будеш слышать минимальный звук идущий через твое собственное тело. Однако ты не сможеш его создать так как на это тоже нужен воздух.

09.08.2008 21:37конечно.это все голливудские режисёры людям мозги компастируют сценами и выстрелдами в космосе.в космосе невозможно чувствовать скорость или звук или еще что нибудь!!

Человеку - никакие Звук - это периодические колебания давления, которые распространяются в какой-либо среде, например в газе. Чтобы мы слышали звук, он должен быть достаточно громким. Окажись человек в межпланетном или межзвездном пространстве, он бы ничего не услышал (впрочем, человек в принципе не может там находиться). В современных кинотеатрах спецэффекты просто захватывают. Человек сидит в обычном кресле и поистине наслаждается просмотром нового экшена, новой научной фантастикой.

Вам кажется, что противник направляет лазер именно на Вас, а не на корабль в фильме, и кресло то и дело трясет, будто «ваш» космический корабль атакуют со всех сторон. Все то, что мы видим и слышим, поражает наше воображение, и мы сами становимся главными героями этого фильма. Однако, в большинстве кинофильмов, типа «Звездные войны» и «Звездный путь», звуковые эффекты ко многим сценам боя в открытом космосе просто изобилуют.

Кроме того, полет в космос – тяжелое испытание для самого человека, потому что у некоторых людей в космосе начинается нечто вроде морской болезни. Существуют специальные ученые, которые составляют прогноз погоды в космосе. Далее речь пойдет о том, как движется звук и почему человек его воспринимает.

02.02.2012 00:40Вы в школе учились вообще?Есть технический и физический вакуум

В вакууме они могут лететь только по прямой если у них нет рулевых двигателей. 22.03.2010 22:05Nya, да нет, если смотреть на вселенную не как на темный, черный шарик в котором плавают: галактики, планеты, астероиды и т.д. В голове у вас вакуум. Если вас интересует, что на самом деле происходит в космосе смотрите документальные фильмы, а не фантастические. 14.05.2012 10:23народ а кто-то знает что было до большого взрыва!говорят что в это время наша вселенная вмещалась в маленькую точку размером с булавочную головку!

Плюс есть интересный “Эффект Казимира“, который вроде как доказан, а значит возможен волновой эффект даже в вакууме, что как бы намекает… В своём изначальном понимании греческий термин «космос» (порядок, миропорядок) имел философскую основу, определяя гипотетический замкнутый вакуум вокруг Земли - центра Вселенной.

Это все свидетельствует о том, что, как бы Голливудские создатели фильмов не изощрялись объяснить слышимые звуки в космосе, все равно, как доказано выше, в космосе человек не слышит ничего.

Первая мысль о космической музыке космоса очень проста: да нет там никакой музыки вообще и быть не может. Тишина. Звуки - распространяющиеся колебания частиц воздуха, жидкости или твердых тел, а в космосе большей частью только вакуум, пустота. Нечему колебаться, нечему звучать, неоткуда взяться музыке: «В космосе никто не услышит твоего крика ». Кажется, что астрофизика и звуки - это совершенно разные истории.

Вряд ли с этим согласится Ванда Диаз-Мерсед, астрофизик Южно-Африканской астрономической обсерватории, изучающая гамма-всплески. В 20 лет она потеряла зрение и у нее был единственный шанс остаться в любимой науке - научиться слушать космос, с чем Диаз-Мерсед прекрасно справилась. Вместе с коллегами она сделала программу, которая переводила разные экспериментальные данные из ее области (например, кривые блеска - зависимости интенсивности излучения космического тела от времени) в небольшие композиции, своеобразные звуковые аналоги привычных визуальных графиков. Скажем, для для кривых блеска интенсивность переводилась в частоту звука, которая менялась во времени, - Ванда брала цифровые данные и сопоставляла им звуки.

Конечно, для посторонних эти звуки , похожие на далекие перезвоны колокольчиков, звучат несколько странно, но Ванда научилась «считывать» зашифрованную в них информацию так хорошо, что прекрасно продолжает заниматься астрофизикой и часто даже открывает закономерности, ускользающие от ее зрячих коллег. Похоже, космическая музыка может рассказать немало интересного про нашу Вселенную.

Марсоходы и другая техника: Механическая поступь человечества

Прием, который использует Диаз-Мерсед, называется сонификацией - переложением массивов данных в аудиосигналы, но в космосе много и вполне реальных, а не синтезированных алгоритмами звуков. Некоторые из них связаны с рукотворными объектами: те же марсоходы ползут по поверхности планеты не в полном вакууме, и поэтому неминуемо производят звуки.

Услышать, что из этого получается, можно и на Земле. Так, немецкий музыкант Петер Кирн провел несколько дней в лабораториях Европейского космического агентства и записал там небольшую коллекцию звуков с разнообразных испытаний. Но только во время их прослушивания нужно всегда мысленно вносить небольшую поправку: на Марсе холодней, чем на Земле, и гораздо меньше атмосферное давление, а потому все звуки там звучат значительно ниже, чем их земные аналоги.

Еще один способ услышать звуки наших машин, покоряющих космос, чуть сложнее: можно устанавливать датчики, фиксирующие акустические колебания, распространяющиеся не по воздуху, а прямо в корпусах техник. Так ученые восстановили звук , с которым космический аппарат «Филы» спустился в 2014 году на поверхность - короткий, электронный «бам», будто вышедший из игр для приставки «Денди».

Эмбиент МКС: техника под контролем

Стиральная машина, автомобиль, поезд, самолет - опытный инженер часто может определить неполадку техники по звукам, которые она издает, и сейчас появляется все больше компаний, превращающих акустическую диагностику в важный и сильный инструмент. Для подобных целей используют и звуки космического происхождения. Например, бельгийский астронавт Франк Де Винне (Frank De Winne) рассказывает , что на МКС часто делают аудиозаписи работающей техники, которые отсылаются на Землю для контроля работы станции.

Черная дыра: самый низкий звук на Земле

Слух человека ограничен: мы воспринимаем звуки с частотами от 16 до 20 000 Гц, а все остальные акустические сигналы для нас недоступны. В космосе немало акустических сигналов за пределами наших возможностей. Один из самых известных среди них издает сверхмассивная черная дыра в скоплении галактик Персея - это невероятно низкий звук, который соответствует акустическим колебаниям с периодом в десять миллионов лет (для сравнения: человек способен уловить акустические волны с периодом максимум в пять сотых секунды).

Правда, сам этот звук, рожденный от столкновения высокоэнергетичных джетов черной дыры и частиц газа вокруг нее, до нас не дошел - его задушил вакуум межзвездной среды. Поэтому ученые восстановили эту далекую мелодию из косвенных данных, когда орбитальный рентгеновский телескоп «Чандра» рассмотрел в газовом облаке вокруг Персея гигантские концентрические окружности - области повышенной и пониженной концентрации газа, созданные невероятно мощными акустическими волнами от черной дыры.

Гравитационные волны: звуки иной природы

Иногда массивные астрономические объекты запускают вокруг себя особый вид волн: пространство вокруг них то сжимается, то разжимается, и эти колебания бегут через всю Вселенную со скоростью света. 14 сентября 2015 года на Земле приход одной из таких волн: многокилометровые конструкции детекторов гравитационных волн растягивались и сжимались на исчезающие доли микрон, когда через них прошли гравитационные волны от слияния двух черных дыр в миллиардах световых лет от Земли. Всего несколько сотен миллионов долларов (стоимость гравитационных телескопов , поймавших волны, оценивается в сумму около 400 млн долларов), и мы прикоснулись к вселенской истории.

Космолог Жанна Левин (Janna Levin) считает , что если бы нам (не посчастливилось) оказаться ближе к этому событию, то зафиксировать гравитационные волны можно было бы куда проще: они просто вызывали бы колебания барабанных перепонок, воспринимаемые нашим сознанием как звук. Группа Левин даже смоделировала эти звуки - мелодию двух сливающихся в невообразимой дали черных дыр. Только не путайте ее с другими знаменитыми звуками гравитационных волн - короткими, обрывающимися на полуслове электронными всплесками. Это только сонификация, то есть акустические волны с теми же самыми частотами и амплитудами, что и гравитационные сигналы, зафиксированные детекторами.

На пресс-конференции в Вашингтоне ученые даже включили тревожный звук, пришедший от этого столкновения из невообразимого далёка, но это была просто красивая эмуляция того, что было бы, зарегистрируй исследователи не гравитационную волну, а точно такую же по всем параметрам (частота, амплитуда, форма) волну звуковую.

Комета Чурюмова - Герасименко: гигантский синтезатор

Мы не замечаем, как астрофизики подкармливают наше воображение усиленными визуальными образами. Раскрашенные картинки с разных телескопов, впечатляющая анимация, модели и фантазии. В действительности в космосе все скромней: темней, тусклей и без закадрового голоса, но почему-то визуальные интерпретации экспериментальных данных смущают гораздо меньше, чем аналогичные действия со звуками.

Возможно, скоро все изменится. Уже сейчас сонификация часто помогает ученым увидеть (а точнее, «услышать» - вот предубеждения, закрепленные в языке) в своих результатах новые неизвестные закономерности. Так, удивила исследователей песня кометы Чурюмова - Герасименко - колебания магнитного поля с характерными частотами от 40 до 50 МГц, переложенные на звуки, из-за которых комету даже сравнивают со своеобразным гигантским синтезатором, ткущим свою мелодию не из переменного электрического тока, а из переменных магнитных полей.

Дело в том, что природа этой музыки до сих пор непонятна, поскольку у самой кометы нет собственного магнитного поля. Возможно, эти колебания магнитных полей - плод взаимодействия солнечного ветра и частиц, улетающих с поверхности кометы в открытый космос, но до конца эта гипотеза не подтверждена.

Пульсары: бит внеземных цивилизаций

Космическая музыка плотно переплетена с мистикой. Загадочные звуки на Луне, подмеченные астронавтами миссии «Аполлон-10 » (скорее всего, это были помехи радиосвязи), «растекающиеся по сознанию волнами успокоения » песни планет, гармония сфер, в конце концов, - непросто удержаться от фантазий, когда изучаешь бескрайние просторы космоса. Такая история была и с открытием радиопульсаров - вселенских метрономов, с методичным постоянством испускающих мощные радиоимпульсы.

Впервые эти объекты заметили еще в 1967 году, и тогда ученые приняли их за гигантские радиопередатчики внеземной цивилизации, но теперь мы почти уверены, что это компактные нейтронные звезды, миллионами лет отбивающие свой радиоритм. Тэм-тэм-тэм - эти импульсы можно переложить на звуки, точно так же, как радио превращает радиоволны в музыку, чтобы получить космический бит.

Межзвездное пространство и ионосфера Юпитера: песни ветра и плазмы

Еще множество звуков рождает солнечный ветер - потоки заряженных частиц от нашей звезды. Из-за него поет ионосфера Юпитера (это сонифицированные колебания плотности плазмы, составляющей ионосферу), кольца Сатурна и даже межзвездное пространство.

В сентября 2012 года космический зонд « » только покинул Солнечную систему и передал на землю причудливый сигнал. Потоки солнечного ветра взаимодействовали с плазмой межзвездного пространства, что порождало характерные колебания электрических полей, которые можно было сонифицировать. Монотонный шершавый шум , переходящий в металлический свист.

Возможно, мы никогда так и не покинем нашу солнечную систему, но теперь у нас есть еще кое-что кроме раскрашенных астроснимков. Причудливые мелодии, рассказывающие о мире за пределами нашей голубой планеты.

Вопреки устоявшимся представлениям, межпланетное и межзвездное пространство заполнено отнюдь не вакуумом, то есть, абсолютной пустотой. Частицы газа и пыли в нем присутствуют, остающиеся после различных космических катастроф, в нем присутствуют. Эти частицы образуют облака, которые в отдельных областях образуют среду, достаточно плотную для распространения звуковых колебаний, хотя и на частотах не доступных восприятию человека. Так давайте выясним можем ли мы услышать звуки космоса.

Данная статья является вводной, более полная информация по ссылке выше.

Примерно в 220 млн. световых годах от Солнца, в центре, вокруг которого вращается множество галактик, находится необычайно тяжелая черная дыра. Она издает самые низкочастотные звуки, из всех существующих. Этот звук ниже средней «до» более чем на 57 октав, то есть приблизительно в миллиард помноженный на миллион ниже частот, доступных для восприятия человеческим ухом.

Это открытие было сделано в 2003 г. орбитальным телескопом НАСА, обнаружившим в кластере Персея наличие концентрических колец тьмы и света, схожие с кругами на поверхности озера от брошенного в него камня. По мнению астрофизиков, это явление объясняется воздействием звуковых волн крайне низкой частоты. Более яркие участки соответствуют пикам волн, в которых межзвездный газ испытывает максимальное давление. Темные кольца соответствуют «провалам», то есть зонам пониженного давления.

Звуки, наблюдаемые визуально

Вращение нагретого и намагниченного межзвездного газа вокруг черной дыры, похоже на водоворот, образующийся над сливом. При вращении газ образует электромагнитное поле, обладающее достаточной мощностью для того, чтобы придавать ему ускорение и разгонять на подходе к поверхности черной дыры до субсветовой скорости. При этом возникают громадные всплески (из называют релятивистскими струями), заставляющие поток газа изменить направление.

Этот процесс порождает жутковатые космические звуки, которые распространяются через весь кластер Персея на расстояния до 1 млн. световых лет. Так как звук способен проходить только через среду, с плотностью не ниже порогового значения, после того как концентрация частиц газа резко снижается на границе облака, в котором находятся галактики Персея, распространение этих звуков прекращается. Таким образом, данные звуки нельзя услышать у нас, на Земле, но их можно видеть, наблюдая за процессами в газовом облаке. В первом приближении это похоже на внешнее наблюдение за прозрачной, но звуконепроницаемой камерой.

Необычная планета

Когда в марте 2011 г. северо-восток Японии обрушилось мощнейшее землетрясение (его магнитуда составила 9,0), сейсмические станции по всей Земле фиксировали образования и прохождение сквозь Землю волн, которые вызвали низкочастотные колебания (звуки) и в атмосфере. Колебания достигли пункта, где научное судно ЕКА «Gravity Field» вместе со спутником GOCE занимались сравнением уровня гравитации на поверхности Земли и на высоте, соответствующей низким орбитам.

Спутник, находящийся в 270 км над поверхностью планеты записал эти звуки. Это удалось сделать благодаря наличию акселерометров сверхвысокой чувствительности, основное предназначение которых заключается в управлении ионной силовой установкой, предназначенной для обеспечения стабильности орбиты космического аппарата. Именно акселерометрами 11. 03. 2011 было зафиксировано смещение по вертикали в разреженной атмосфере, окружающей спутник. Кроме того, наблюдались волнообразные изменения величины давления во время распространения звуков, порожденных землетрясением.

Двигателям была отдана команда на компенсацию смещения, которая была успешно выполнена. А в памяти бортового компьютера сохранилась информация, по сути, являвшаяся записью инфразвука, вызванного землетрясением. Данная запись сначала была засекречена, но позже ее опубликовала научная группа, которой руководит Р. Ф. Гарсия.

Самые первые звуки вселенной

Очень давно, вскоре после образования нашей вселенной, приблизительно первые 760 млн. лет с момента Большого Взрыва, Вселенная представляла собой весьма плотную среду и в ней вполне могли распространяться звуковые колебания. В это же время начали свой бесконечный путь первые фотоны света. Затем среда стала охлаждаться, и этот процесс сопровождался конденсацией атомов из субатомных частиц.

Использование света

Определить наличие звуковых колебаний в космическом пространстве помогает обычный свет. Проходя сквозь какую-либо среду, звуковые волны вызывают колебательные изменения давления в ней. При сжатии газ нагревается. В масштабах космоса этот процесс бывает настолько мощным, что вызывает зарождение звезд. При расширении, вследствие снижения давления газ охлаждается.

Акустические колебания, проходящие через пространство молодой вселенной, провоцировали небольшие колебания давления, которые отражались на её температурном режиме. Физик Д. Крамер из Вашингтонского университета (США) по изменениям температурного фона воспроизвел эту космическую музыку, которой сопровождалось интенсивное расширение вселенной. После того, как частота была увеличена в 1026 раз, она стала доступна для восприятия человеческим ухом.

Так, что, хотя звуки в осмосе действительно существуют, издаются и распространяются, услышать их можно только после того, как они будут зафиксированы иными методами, воспроизведены и подвергнуты соответствующей обработке.